Ритуальные традиции
У каждого народа и страны есть свои традиции и обычаи, которые складываются веками. Каждая религия обусловливает различные правила поведения при проведении похоронных или праздничных ритуалов. Рассмотрим некоторые традиции при оформлении мест захоронения.
К примеру, православные ритуальные обычаи предусматривают установку на могиле креста. А вот уже непосредственная установка памятника является традицией, которая пришла из других культур и религий. Однако, церковь не устанавливает запрет на установку памятников. Правда есть одно важное условие - надгробные памятники, каменные или металлические могут сменить деревянный крест не раньше, чем через год после дня захоронения. На кресте/памятнике прикрепляется табличка, на которой можно разместить фотографии усопшего, эпитафию, дату рождения и смерти.
Интересны по своей сути иудейские древние традиции: места захоронений усопшего, зависили от социального статуса и места при жизни. Если человек был выдающимся в какой-либо области, занимал солидный статус - место захоронения размещалось в видных местах, как пример - скалы гор. Кстати, как и в древнем Египте, могилы начинали строиться еще при жизни человека. Что касается самого памятника, то это максимально сдержанный стиль и минимум информации. На еврейском памятнике не должно присутствовать фото усопшего, цветов, животных и других живых существ. Визиты также ограничены - приходить можно только в памятные дни (поминальный день, годовщина со дня смерти). Иудеи верят, что частые визиты не дадут душе умершего покой.
Мусульманские ритуальные традиции предусматривают сложные поминальные и похоронные обряды, которые следует строго соблюдать. Традиции и законы Шариата обладают собственной системой правил переселения мусульман в загробный мир. Все погребальные обряды, которые совершают над умершим мусульманином, должны проходить по руководством духовных лиц и сопровождаться особенными молитвами.
Известно, что умерших мусульман никогда не кремируют. Это запрещено, поскольку мусульманская традиция сравнивает кремацию со страшной карой – горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина нужно совершить особенный обряд: закрыть глаза, подвязать подбородок, выпрямить руки и ноги, положить на живот тяжелый предмет, чтобы избежать вздутия и закрыть лицо. После этого совершают обряд омовения (тахарат) и обмывания водой (гусул). В этом обряде должны участвовать не менее четырех человек.
Что касается самого захоронения, то тело мусульманина хоронять без гроба и без одежды на ближайшем кладбище. Тело заворачивают в саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Умершего опускают в могилу ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»). Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы должны облегчить положение умершего перед предстоящим ему "подземным судом".
Кроме того, шариат строго запрещает хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.